Передвижная выставка «Фронтовой репортаж» организована Музеем современной истории России в рамках празднования его 100-летия. Экспозиция составлена из фотодокументов, подробно иллюстрирующих историю Великой Отечественной войны: крупные сражения, фронтовую повседневность, героический быт тыла. Особый интерес представляют репортажные снимки – своего рода фотолетопись войны.
В коллекции Музея современной истории России хранится около 7,8 тыс. негативов военного времени. Среди них есть подлинные снимки известных военных фотокорреспондентов: Евгения Халдея, Макса Альперта, Владимира Гребнева, Анатолия Гаранина, Эммануила Евзерихина, Марка Редькина, Якова Рюмкина, Сергея Струнникова, Бориса Шейнина и других.
Евгений Халдей, прошедший Великую Отечественную войну от первого до последнего дня, создал циклы фотографий о жизни североморцев и моряков Черноморского флота, о конференции глав держав антигитлеровской коалиции в Потсдаме (1945), Парижской мирной конференции (1946), Нюрнбергском процессе (1945–1946). На военном трибунале в Нюрнберге его фотографии рассматривали как доказательства преступлений нацистов.
Одной из самых известных в фотолетописи войны стала работа корреспондента ТАСС и Совинформбюро Макса Альперта «Комбат». Как справедливо писали критики, если бы фотограф сделал только один этот снимок, то и тогда его имя навсегда осталось бы в истории документальной фотографии.
Фотокорреспондент газеты «Красная звезда», позже — газеты 3-й ударной армии «Фронтовик» Владимир Гребнев работал непосредственно во время боевых операций, а также делал портреты отличившихся бойцов и командиров. Весной 1945 г. он создал фотографии, документирующие бои за Берлин и штурм Рейхстага.
Свой, особый образ войны смог создать фотокорреспондент журнала «Фронтовая иллюстрация» Анатолий Гаранин. Он участвовал в воздушных атаках, летал на бомбардировщиках и истребителях в тыл врага.
С началом войны Эммануил Евзерихин стал корреспондентом «Фотохроники ТАСС»: фотографировал освобождение Донбасса, Минска, Варшавы, Кёнигсберга, Праги. Особую известность получил его сталинградский цикл, ставший визитной карточкой мастера.
Знаменитой стала фотография Марка Редькина «Акт подписания документов о безоговорочной капитуляции фашистской Германии», сделанная на церемонии, проходившей 8 мая 1945 г. в пригороде Берлина Карлсхорсте.
Корреспондент газеты «Правда» на Юго-Западном фронте Яков Рюмкин запечатлел моменты обороны Сталинграда, освобождения Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии и Польши, взятие Берлина.
Фотокорреспондент «Правды» Сергей Струнников прославился снимком тела казненной Зои Космодемьянской, который стал классикой военного фоторепортажа. Он погиб под Полтавой 22 июня 1944 г., выполняя редакционное задание.
Одним из фоторепортёров, снимавших Ялтинскую конференцию глав трёх держав антигитлеровской коалиции в 1945 г., был фотокорреспондент газеты «Красный флот» Борис Шейнин. За время войны он отснял около 9 тысяч уникальных кадров, запечатлевших трудный путь к Победе.
Дополняют экспозицию мультимедийные программы, видеоинсталляции, демонстрирующие произведения из коллекции живописи и графики Музея, насчитывающей более 2 тыс. единиц хранения.
Сегодня Музей современной истории России, встретивший своих первых посетителей в октябре 1924 г., является одним из крупнейших в мире музеев, посвящённых периоду новейшей истории: его собрание, насчитывает около 1,4 млн предметов. Музей по праву гордится своими фондами, значительную часть которых составляют артефакты, связанные с Великой Отечественной войной 1941–1945 гг.
Организаторы проекта:
- Министерство культуры Российской Федерации
- Министерство культуры Республики Дагестан